Совместное заявление Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба).
****
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13).
1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.
С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.
2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.
Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.
3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15).
4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».
5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
1. Мария – икона Церкви, которая евангелизирует, поскольку евангелизирована сама.
В булле, провозглашающей Юбилей, я написал: «Пусть Великий Пост в Год Юбилея будет переживаться еще более интенсивно, как важный момент, чтобы почитать Божие милосердие и вкушать от него» (Misericordiae Vultus, 17). Призывом к слушанию слова Божия и инициативой «24 часа для Господа» я хотел подчеркнуть примат молитвенного вслушивания в Божие Слово, прежде всего пророческое. Ибо милосердие Божие – это послание, обращенное к миру, и при этом каждый христианин призван лично встретиться с ним. Поэтому во время Великого Поста я пошлю Миссионеров Милосердия, дабы они стали для всех верных знамением Божия прощения и близости.
Восприняв от архангела Гавриила Благую Весть, Мария в своем гимне Magnificat пророческим образом прославляет милосердие избравшего Ее Бога. Таким образом обрученная Иосифу Дева из Назарета стала совершенной иконой Церкви, которая евангелизирует, поскольку сама постоянно евангелизируема Святым Духом, осеменяющим ее девственное лоно. В традиции пророков милосердие, как это следует из самой этимологии данного слова, находится в теснейшей связи с материнским лоном (рахамим), а также с великодушной добротой, верной и сопереживающей (хесед), свойственной супружеским и внутрисемейным отношениям.
Пост – это дорога к Богу. Особая, потому как мы все время нашей жизни идем к Нему.
Мы так часто движемся почти автоматически в нашей жизни, что нам необходимы особые знаки, моменты, которые помогали бы открыть глаза, прислушаться к себе, к Богу. Пост – это один из таких моментов. И начало поста являет нам очень четкое напоминание: «ты прах – и в прах обратишься». Пепел – сгоревшее дерево, ушедшая безвозвратно жизнь. Но пепел, прах можно воспринимать и как землю, которая необходима для новой жизни. И можно сказать, что начиная с пепельной среды, мы движемся в пространстве Великого поста от земли к новому рождению. К возрождению.
Пост как отказ от чего-либо – еды, вредных привычек, наших слабостей – мне кажется ещё не достаточным. Смысл поста сокрыт, по-моему, в соединении такого отказа или устремлении к совершению добрых дел с молитвой. В молитве я приношу Богу мою жертву в выбранном мною намерении. Поэтому важно войти в это благодатное время особого пути к Богу с намерением в сердце, с решимостью. И пепельная среда – это дверь, которую открывает моё намерение.
Как часто в моей жизни я проживал это время с закрытой дверью!
Но что делать, если намерения у меня нет и я не знаю, от чего освободиться или что сделать? Неужели, если я не успел к среде решить, то пост не будет ничего значить для меня? Нет! Пепельная среда – это время, когда Бог нас просит примириться с Ним, обратиться от своих грехов. Господь ищет нас, каждого, и жаждет спасения.
Кстати, если речь пошла о самом посте, то здраво было бы его воспринимать как ступеньку к Богу, а не как некий холмик, возвышенность, пройдя который можно спуститься вниз и отдохнуть до следующего холмика-года. Нет! Пост – это именно ступень на пути христианина. И ценно обретённое усилием не оставлять, а использовать для дальнейшего пути!
На сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Богородица вместе со Святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокодневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.Слово "сретение" переводится на современный русский язык как "встреча". Сретение - это втсреча человечества в лице страца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый - по преданию, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египитский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова "Се Дева во чреве приимет и родит Сына", он подумал, что это явная описка и вместо "Дева" должно стоять "Жена", и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино, умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — католический святой, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Его главные творения: «Summa theologia», и «Summa contra paganos» — неповторимый синтез философии и схоластической теологии. Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры. Почитается как покровитель католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг. Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе.
Недели молитв о единстве христиан, организованные Папским советом по содействию христианскому единству и Всемирным Советом Церквей, проходят с 1968 года. Во время их представители разных христианских конфессий собираются вместе на богослужениях, конференциях, концертах и т.д., чтобы молиться о единстве согласно словам Христа: «Да будут все едино».
Библейский текст на 2016 год
1 Петр 2, 9-10
«Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».