Есть такая категория людей (к которым относится и Ваша покорная слуга): если они видят ангела с книжкой, то их больше интересует книжка, чем ангел. Подумаешь, ангел. А вот книжка... Впрочем, помните, чем обернулась для Иоанна его неосмотрительная просьба?
«И взял я книжку из руки ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед, когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках, и царях многих» (Откр. 10: 10-11)
Мораль истории: ну, во-первых, книги предназначены для чтения, а не для поедания. Если во чреве стало горько от свитка ангельского, страшно подумать, какой степенью изжоги грозит съедение, скажем, литургической тетрадки, отпечатанной современным типографским способом. Во-вторых, чтение и слушание Слова Божьего чревато тем, что в один прекрасный день Он может обратиться к Вам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
Литургия Слова
Да-да, наступает тот самый момент, когда священник заканчивает коллекту, народ с облегчением вздыхает «Аминь» и по храму разносится громкий шелест, шорох и кряхтение верных, усаживающихся на скамьи. Возникает желание сесть и расслабиться, пока чтец читает, органист поет, а священник еще не смотрит, кто слушает его проповедь внимательно, а кто спит.
Здесь должна бы прозвучать какая-то наставительная фраза, вроде «но не следует потакать всем своим желаниям», но… просто напомним себе, что Христос уже давно среди нас, однако сейчас будет являть Себя очень свойственным Ему образом: в Слове. Присутствие Иисуса в Слове ничем не «меньше» и не «малоценнее», чем Его присутствие под видом хлеба и вина.
Литургия Слова включает в себя: библейские чтения (одно или два), ответный псалом (респонсорий), аккламацию и стих перед Евангелием, собственно чтение из Евангелия, проповедь, исповедание веры и Всеобщую молитву (Молитву верных). Наставление к Римскому Миссалу говорит о сути происходящего так:
«Во время чтений, которые потом поясняются в проповеди, Сам Бог беседует со Своим народом, открывает ему тайну искупления и спасения, предлагая ему духовную пищу. Сам Христос посредством Своего Слова присутствует среди верных.. Народ усвояет это слово песнопениями и присоединяется к нему исповеданием веры. Подкрепленные духовной пищей, верные во Всеобщей молитве высказывают прошения о нуждах всей Церкви и о спасении всего мира».
А теперь обо всем по порядку.
Когда мы наконец опускаем наши усталые тела на скамью, самое время задуматься о том, что мы все еще в пути. Даже более: сидя, мы как нельзя более в пути. В чтениях из Священного Писания Бог снова и снова проводит нас путем Своего избранного народа. Это нам Он дает десять заповедей, к нам посылает пророков и судей, нас делает свидетелями чудес и исцелений, это нам Отец обещает дать Спасителя. Лучше всего этот путь переживается на Пасхальной литургии, когда в семи ветхозаветных чтениях, эпистоле (чтении из Апостольских посланий) и Евангелии мы переживаем всю историю спасения. Острота переживаний Пасхальной ночи в течение литургического года уступает место более спокойному странствию по истории отношений с Богом, но именно в долгом пути необходимы силы и постоянство (fortitudo).
Принято говорить, что литургические чтения повествуют о делах Божиих (gesta Dei) и напоминают о чудесах Божиих (mirabilia Dei), но важно понимать, что речь здесь не идет о простом человеческом воспоминании давно минувших событий.
Сам Иисус присутствует в своем Слове, а Бог не может не действовать. Если только мы даем Ему минимальную возможность (в данном случае – раскрываем уши пошире, но не задевая соседа), Он укрепляет и оживляет нашу веру, дает духовные силы (даже когда мы сами этого не ощущаем, когда - рано утром или после тяжелого рабочего дня кажется, что мы не в состоянии не то что понять, но даже выслушать внимательно чтение). Кажется, главный секрет не в том, чтобы напрячь интеллект или усилием воли сконцентрироваться, но в том, чтобы открыть сердце для Слова. В литургии Слова Христос освящает нас и готовит к соединению с Собой в Евхаристии. Слово Божие, которое читается и истолковывается в литургии Слова, воплощается в литургии Евхаристии. Слово становится плотью.
(продолжение следует)