Тексты |
08.12.2016 10:20 |
8 декабря - торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
В XIX веке в Католической Церкви был провозглашен догматт о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Под Непорочным Зачатием Богородицы Католическая Церковь понимает непричастность Девы Марии к первородному греху с момента зачатия, которое, однако, произошло вполне естественным путем, как и всех других людей, от земных родителей — Иоакима и Анны. Пресвятая Дева, призванная стать Матерью Господа, благодаря особой Божьей милости, не унаследовала первородного греха, а была искуплена возвышеннейшим образом еще перед зачатием, в предвидении заслуг Ее Сына.
Кроме того, догмат подчеркивает особую роль Девы Марии в истории спасения человечества. Догмат объясняет значение библейских слов из книги Бытия, адресованных сатане: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову" (Быт 3,15). Согласно учению Католической Церкви - это пророчество о Деве Марии, которая находится в состоянии вражды с дьяволом, так как свободна от всякого греха.
Надо отметить, что о непорочной природе Девы Марии известно из древности от уважаемых, как на Востоке, так и на Западе, авторов. Впервые о ней упоминается в протоевангелии от Иакова, которое было написано примерно между в 140-170 гг. В этом апокрифе содержатся сведения о детстве и юности Девы Марии. Она представлена святой, абсолютно скромной и набожной девочкой, какой и была с самого своего зачатия. На основании этого апокрифа, в Восточных Церквах Матерь Божия еще в древности называлось Παναγία (Панагия) - Всесвятая.
О совершенной природе Божией Матери говорил и св. Августин. Он подчеркивал, что народное благочестие признает Марию как "Непорочную, во славу Господа".
|
Тексты |
07.12.2016 13:20 |
Просьба о молитве
07 декабря 2016 года на 90-ом году жизни умер отец Виктор Данилов!
Вечный покой даруй усопшим, Господи, и да сияет им свет вечный, да покоятся в мире. Аминь.
Отец Виктор родился 20 июля 1927 года в г. Ярославле. В 1948 году, будучи студентом 1-го курса Ярославского педагогического института, за свои критические высказывания о Сталине он был обвинен в антисоветской агитации. За это Виктор Петрович получил 10 лет лагерей для особо опасных политических преступников. Заключение он отбывал в г. Инта Коми АССР. В 1955 году после 7 лет лагерей он был освобожден по амнистии. Некоторое время спустя он был полностью реабилитирован.Выйдя на волю, Виктор Данилов восстановился в Ярославском педагогическом институте, который закончил в 1959 году по специальности история и основы производства. Кроме того в 1963 году он закончил Московский финансово-экономический техникум, получив специальность экономист-финансист. Все это время он находился под неусыпным оком служб безопасности. На него писались доносы, ему отказано было в аспирантуре, чинились препятствия при устройстве на работу. КГБ несколько раз проводило обыск в его доме.В 70-е годы отец Данилов получил богословское образование в подпольных структурах Греко-Католической Церкви. В 1976 году он был рукоположен в пресвитеры. С этого времени он поселяется в г. Гродно, посвящая себя миссионерской и переводческой работе.
|
Тексты |
06.12.2016 12:05 |
6 декабря - святой Николай Мирликийский
Доподлинно известно о святом Николае немногое. Он родился во 2-й половине III в городе Патары в Малой Азии в семье почтенных и верующих родителей. Некоторые биографы считали, что он был единственным и поздним ребёнком в семье, усматривая в этом сходство с Иоанном Крестителем. Долгое время считалось, что история сохранила и имена его родителей, однако более поздние исследования неопровержимо доказали, что в церковном предании соединились повествования о двух святых, носивших одно и то же имя, один из которых был епископом Мир Ликийских, а другой — настоятелем Сионского монастыря возле Мир, жившим около VII века. Именно этого последнего родителями и были Епифаний и Нонна.
Оставшись сиротой в молодом возрасте, будущий святой употребил значительное состояние, доставшееся ему от родителей, на добрые и богоугодные дела, вёл аскетический образ жизни и готовился к принятию сана (интересно, что итальянские антропологи, исследовавшие мощи святого Николая с уверенностью утверждали, что этот человек с раннего возраста не ел мяса). Его дядя – епископ рукоположил его в пресвитеры.
Одно из наиболее известных благодеяний, совершенных святым и вошедшим во все его жизнеописания, благодаря которому он сделался не только покровителем девушек на выданье, но и основателем обычая тайно от всех приносить подарки, было, вероятно, совершено им именно в это время. В родном городе Николая разорился некий отец семейства и, доведённый до отчаяния невозможностью прокормить семью, принял решение, не необычное с точки зрения человека поздней античности, но постыдное и ужасное в глазах христианина – торговать своими красавицами дочерьми и, таким образом, зарабатывать пропитание себе и остальным домочадцам. Молодой священник не стал обличать отца девушек и стыдить его за это бесчеловечное и безнравственное решение. Ночью, втайне от всех он бросил в окно дома обедневшего семейства три мешочка золота – приданое для трёх девушек. Благодаря этому милосердному делу не только девушки были спасены от позора, но и очистилась раскаянием душа их бедного отца, который, если бы не случайное совпадение, так и не узнал бы имени своего благодетеля. Этот эпизод впоследствии был рассказан Данте в «Божественной Комедии».
Предание рассказывает, что когда освободилась епископская кафедра в Мирах, ликийские епископы долго не могли избрать нового епископа, пока им не было указано на пресвитера Николая в особом знамении. Во время своего епископского служения Николай боролся с ересями, причём ему, как упоминается в Энкомии (восхвалении), авторство которого приписывается св. Андрею Критскому, удалось обратить маркионитского епископа Феогнита в истинную веру. Другой его задачей было обращение язычников. Проповедь христианства все ещё оставалась опасной и требующей большого мужества, гонения на христиан то стихали, то возобновлялись вновь.
Во время диоклетиановых гонений на христиан святитель Николай подвергся длительному тюремному заключению, во время которого поддерживал и ободрял других узников. Возможно, он подвергался пыткам и истязаниям – современные исследования мощей святого показали, что состояние его костей указывает на длительное пребывание в тёмном и сыром помещении и что нос его был сломан.
Греческие источники называют его в числе участников I Никейского Собора, хотя в восточных списках он и не упоминается.
|
Тексты |
28.11.2016 15:22 |
27 ноября - Первое Воскрсенье Адвента
Латинское слово adventus – это перевод греческих терминов эпифанейя и парусия. На языке Римской администрации этот термин означал официальный визит государственного сановного лица после назначения на пост. Как религиозное понятие (на языке греческой культуры), он же означал ежегодное посещение божеством посвященного ему храма либо мест предыдущих его явлений. Это посещение связывалось с «освящающей деятельностью» божества и его пребыванием среди своих исповедников. Годовщина такого посещения отмечалась торжественным образом.
В христианстве термин «адвент» стал классическим выражением, означающим пришествие Христово, – как первое (Воплощение), так и второе (во славе). При этом понятия adventus и natale («рождение») часто использовались как синонимы. Ныне Адвент, как время, предшествующее празднованию Рождества, охватывает 4 недели (точнее – период, включающий четыре воскресенья) и заканчивается Первой Вечерней Рождества 24 декабря.
Свидетельства о существовании подготовки к Рождеству присутствуют в галликанской, испанской и южно-итальянской традициях второй половины IV века. Первоначально речь шла о посте перед Рождеством. Синод в Сарагосе (389 г.) обязывает верующих посещать храм с 17 декабря до праздника Богоявления. Время начала Рождественского поста отсчитывалось по-разному. В тех или иных местах и в те или иные периоды это было 1 декабря, 11 ноября (дабы иметь 40-дневный пост по аналогии с Великим Постом), 30 октября либо даже 24 и 14 сентября (в монастырях).
Адвент в Галлии (территория современной Франции) первоначально был временем приготовления к Богоявлению, а поскольку он формировался под влиянием миссионеров из Ирландии и Шотландии, для которых были свойственны эсхатологические настроения, он в скором времени принял форму напряженного ожидания Второго пришествия Господа в духе глубокого покаяния. В Риме, однако, еще во времена Папы Льва Великого (середина V века) период подготовки к Рождеству не был известен; он начал формироваться, очевидно, лишь в первой половине VI века. Продолжительность Адвента вначале составляла 6 недель, а со времени Папы Григория Великого (конец VI века) была сокращена до 4 недель. Литургические тексты в Риме первоначально не содержали никаких упоминаний о Втором пришествии Иисуса Христа. Лишь начиная с XII века, под влиянием галликанской традиции, Адвент обрел эсхатологический характер, а также стал временем строгого поста. С этим связано использование литургических одежд фиолетового цвета, опущение гимна Gloria («Слава в вышних Богу») и т.п.
Нынешние предписания Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств выдвигают на первый план подготовку к Рождеству, а затем (имея исходной точкой воспоминания о Первом Христовом пришествии) – надежды эсхатологического исполнения. Подчеркивается характер Адвента как благочестивого и радостного ожидания. В литургии Адвента порядок обратный: для первых двух недель характерен мотив Второго пришествия, а период 17-24 декабря ориентирует верующих на приближающееся празднование Рождества.
Литургия Адвента весьма содержательна. Ее основной темой является собирание всего и вся во Христе. С этим собиранием связан суд, а следовательно, и необходимость бодрствовать. В чтениях раскрывается тема Истории Спасения, а конкретнее – тема приглашения всего человечества в дом Отца. Образом реконструкции всего во Христе является пиршество и связанная с ним радость. Обетования Божии, реализованные во Христе, позволяют уже теперь вкушать от обещанных благ, что, в свою очередь, предполагает бдительность и отречение от дел тьмы, поскольку «приблизился день» (Рим 13,11-14).
Для периода Адвента характерны особые Богородичные Мессы. Их обычно служат два раза в неделю ранним утром при потушенном свете и зажжённых свечах. Они называются «Рораты» (по первому слову входного песнопения «Кропите небеса свыше…» на латинском языке). «Рораты» иллюстрируют наше ожидание пришествия Спасителя в молитвенном общении с Марией.
|
Тексты |
16.11.2016 12:45 |
16 ноября - день памяти святого Джузеппе Москати
Москати Джузеппе – великий человек, которого Католическая церковь объявила святым. Неаполитанский лекарь был не только хорошим врачом, но и человеком с большой душой. Глубокая вера наделила его чувством милосердия и сострадания к другим. По его мнению, она могла исцелить лучше любого врача.
Он родился в Беневенто (Италия), который раньше был известен как «город ведьм», в 1880 году. Был шестым ребенком в семье, имел еще 8 братьев и сестер. Его отец был востребованным юристом, поэтому, семья жила в достатке. Когда родители переехали жить в Неаполь, маленькому Джузеппе исполнилось 4 года. Именно в этом городе он проживет до конца своих дней. В 1889 году мальчик закончил обучение в начальных классах и продолжил учебу в лицее. После его окончания он поступает в университет на медицинский факультет. В Первую Мировую войну Москати Джузеппе пытался записаться в отряд добровольцев, но получил отказ, так как комиссия решила, что медицинские навыки будут намного полезней в тылу. Его направили работать в госпиталь, где в военное время под его опекой было более трех тысяч раненых фронтовиков. В 1919 году он получил должность главного врача в одном из госпиталей Неаполя для неизлечимо больных пациентов. Через 3 года ему дали право преподавать в общественной клинике. Глубокая вера в Христа и побуждение пациентов к участию в христианских церковных обрядах собрали вокруг него немало врагов. Самоотверженный, не знающий корысти, слишком набожный – именно таким, по словам знакомых, был Джузеппе Москати. Биография его закончилась слишком рано, он умер на 47-ом году жизни. Его знания и труды помогли в изучении сахарного диабета и создании инсулина. Москати старался не брать деньги за лечение у бедных, он даже помогал им небольшими суммами, которые вкладывал в выписанный рецепт. Москати решил не связывать себя узами брака и полностью посвятил жизнь профессии и миру. Избегая мирских соблазнов, он осознанно сделал выбор в пользу безбрачия, утверждая, что никогда не знал женщины. Жил он вместе с сестрой, которая вела хозяйство, полностью распоряжалась финансами, ограждая великого врача от бытовых проблем. Поступки Джузеппе Москати как нельзя лучше рассказывают о том, каким милосердным и чистым он был человеком. К примеру, когда его звали на помощь к больному, живущему в квартале с дурной славой, он не отказывался. Если кто-то заводил речь об опасности таких районов, Москати говорил: «Нельзя бояться, когда идешь делать доброе дело».
|
Тексты |
02.11.2016 16:09 |
2 ноября - Поминовение всех усопших
Торжество всех святых естественным образом продолжается в Дне поминовения усопших, который отмечается на следующий день – 2 ноября. Зная, что между нами, ещё совершающими странствие по жизни, и теми, кто уже прошёл этот путь, существует общение в молитве, и, как святые могут молить о нас Бога, так и мы можем молить Бога о тех умерших, которым ещё предстоит очиститься, прежде чем они смогут соединиться со Христом на Небесах, мы молимся за наших умерших и вместе с ними.
День поминовения всех усопших верных, Дни памяти умерших, «Parentalia» были известны ещё в языческом Риме. С 13 по 22 февраля римляне собирались на могилах родственников, украшали их цветами, устраивали поминальные пиршества, на которых оплакивали свою утрату. Отчасти христиане восприняли и сохранили эту традицию, наполнив её новым смыслом, потому что самая смерть в свете Искупительной Жертвы Христа приобрела иной смысл, из конца всего превратившись в начало новой жизни, в рождение для неба. «Лучше мне умереть во Христа Иисуса, нежели царствовать над всей землей. Его я ищу, умершего ради нас; Его желаю, воскресшего ради нас. Рождение мое приближается (...). Дайте мне увидеть свет чистый: когда я туда приду, буду человеком» - писал святой Игнатий Антиохийский незадолго до мученической кончины.
Первые дни поминовения всех усопших в ранней Церкви носили частный, семейный характер, общего же для всех дня не было.
Впервые такой день был установлен в VII в. святым Исидором Севильским, который ввёл обычай служить заупокойную Мессу за всех умерших монахов своего монастыря в первый день после Пятидесятницы. В начале IX века в бенедиктинском аббатстве в Фульде в день смерти его основателя, приходившийся на 17 декабря, совершалось поминовение всех умерших монахов обители. Первым избравшим 2 ноября днём поминовения усопших был святой Одилон – настоятель Клюнийского аббатства, который в 998 г. предписал всем монастырям, подчинявшимся ему, поминать усопших в этот день. В Риме традиция поминовения усопших 2 ноября установилась к XIII веку и распространилась на всю Церковь.
В Средние века, когда были очень сильны эсхатологические настроения, молитвы дня поминовения, например, знаменитая секвенция «Dies irae», были проникнуты в первую очередь, трепетом перед грядущим Страшным Судом, но и тогда, помимо священного страха («О, каков будет трепет, когда придёт Судия, который всё строго рассудит»), присутствовала надежда на милосердие Божие и благодарное знание о спасительной силе Искупительной Жертвы («В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной»).
Сегодня, хотя Церковь говорит нам о необходимости помнить о частном и общем суде, ожидающем после смерти каждого человека, богослужения этого дня исполнены надежды на грядущее воскресение из мёртвых, на то, что «Как Иисус умер и воскрес, так и умерших в Иисусе Бог через Него вернёт к жизни. И как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут», как говорится во входном антифоне. С этой надеждой в сердце мы молимся об упокоении во Христе не только наших близких, но и всех верных, живших и умерших от Адама и до наших дней.
Во время Первой Мировой Войны в 1915 году Папа Бенедикт XV по просьбе аббата-примаса бенедиктинцев разрешил священникам всей Церкви служить в этот день три Мессы. Одна служится в собственных намерениях, вторая за всех усопших верных, третья в намерениях Святейшего Отца.
В этот день или в течение ближайшей недели после 2 ноября (по 8 ноября) следует посетить церковь и помянуть всех своих усопших родственников и друзей, заказав Заупокойную Мессу в их намерении. В эти дни принято также посещать кладбище, где находятся могилы близких Вам людей. Лучше это делать вместе со священником, который отслужит над их могилой молебен. Но если такой возможности нет, посетить кладбище и помолиться за усопших можно и самостоятельно.
Также в эти дни Церковь дает возможность получить для усопших полную индульгенцию.
Согласно катехизиса католической Церкви, индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена.
Что из такого представления понимает обычный верующий? А мы, католики, которые активно участвуем в обрядах, понимаем, какой великий дар получаем. Смотря с перспективы пастыря, кажется, что не все понимают, какую большую благодать получают. Индульгенция – это не только участие в Святой Мессе, принятие Святого Причастия и молитва в намерениях Папы Римского, но она имеет более глубокое значение, величайшую ценность.
Мы должны понять, а прежде всего, поверить, что это необыкновенная минута, в которой Бог через Церковь исправляет зло, которым являются последствия человеческого греха. Бог дает нам великий урок любви и прощения. Нужно подчеркнуть, что индульгенция, как неоценимое духовное сокровище Церкви, является не только подарком для усопших, которые нуждаются в нашей помощи, но и для нас самих. Мы вновь получаем шанс, начать нашу жизнь с Богом без греха и с надеждой на жизнь вечную. Только глазами веры мы можем увидеть эту благодать и понять, что через индульгенцию приходит Господь, чтобы нас спасти от вечного осуждения.
Конечно, чтобы получить этот дар, мы должны выполнить определенные условия. Индульгенцию мы можем получить не только в День Всех Святых и в день поминовения усопших, но также и в другие дни, определенные Церковью. Самое главное – это наше желание получить индульгенцию (как для усопших, так и для себя), переживая процесс не только умом, но также сердцем, нашей верой и набожностью.
Переживая дни Всех Святых, Поминовение всех усопших верных, помним, что это не только время размышления над человеческой жизнью и смертью, но прежде всего – это время молитвы. Благодаря которым мы можем помочь душам, находящимся в чистилище.
Подумай….. кому ты можешь «пожертвовать небо».
Посещая с молитвой Церковь или часовню в Торжество Всех Святых и в день Поминовения усопших верных, под обычными условиями можем получить индульгенцию, т.е. отпущение кары за грехи для душ в чистилище. Также индульгенцию можем получить с 1 по 8 ноября за молитвенное посещение кладбища. Индульгенцию можем получить 1 раз в день.
Условия получения индульгенции:
1. Находиться в состоянии освящающей благодати. (Приступить к таинству Исповеди, но не обязательно в этот день).
2. Иметь намерение получить индульгенцию. Нужно также осознавать, за кого её пожертвовать.
3. Набожно и своевременно исполнить определённое действие, связанное с конкретной индульгенцией. Это действие необходимо исполнить лично, полностью (т. е. не сокращая). (Для получения индульгенции за души в чистилище надо посетить кладбище с 1 по 8 ноября и помолиться словами “Отче наш” и “Верую”).
4. Принять Святое Причастие в день, с которым связана индульгенция.
5. Молитва в молитвенных намерениях Святейшего Отца (Папы Римского) - достаточно в этот день прочитать “Отче наш” и “Радуйся, Мария”. Можно выбрать и другие молитвы по своему усмотрению.
6. Необходимо отсутствие привязанности к какому-либо греху, даже самому малому.
|
Тексты |
01.11.2016 13:57 |
1 ноября - торжество Всех Святых
Культ святых всегда оставался постоянной составляющей жизни Церкви. Первичным и наиболее адекватным его источником было совершение «воспоминания Вечери Господней» – исполнение заповеди, данной Церкви. Культ святых есть ничто иное, как один из аспектов Пасхальной тайны. Святые являются «местом» встречи спасающего деяния Бога во Христе с человеческой любовью и свободой. Через своих святых Церковь мистически участвует в этом деянии. Разные категории святых, различные их «чины»: мученики, исповедники, девы, пастыри, преподобные, Учителя Церкви по-своему восполняют дело Христа в истории. Они являются Его аутентичными свидетелями и конкретным историческим проявлением.
Культ святых нельзя воспринимать, как некую «посредническую инстанцию» или как «ступени», по которым можно взойти к Богу. Бог сотворил мир с целью его «обожения», Он Сам непосредственно наполняет и исполняет Собою всё. Вместе с тем, в святых Бог действует особенным образом, полнее открывает Себя в их жизни.
С другой стороны, целью деяний человека, в конечном счете, является стремление найти себя, как и весь свой мир, в Боге. Святые – это люди, которые сознательно и самоотверженно продвигались по направлению к этой цели. Поэтому в культе святых мы «касаемся Бога» и чтим Самого Бога. Можно утверждать, что единственным содержанием литургического года является целебрация таинства Спасения во Христе, а его неотъемлемый аспект составляет культ святых, в которых мистическое Тело Христа («Христос сегодня») имеет свое выражение и свою реализацию в Святом Духе в условиях конкретной реальности. «Месяцеслов», таким образом, становится манифестацией времени и истории, которые являются существенными элементами процесса Спасения во Христе, «этапами» и «поворотными моментами» этого процесса.
Святые, однако, не только «украшают» историю Церкви, но и принадлежат к ее сущности. Без святых Церковь не была бы собой. Благодаря святым, Церковь становится «светом миру» и «знамением для народов». Все эти мотивы очень отчетливо выражены в префациях латинского Миссала, посвященных святым. В свою очередь, Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского Собора (КЦ 50 и 53) приводит следующие основания для почитания святых:
1. В святых Бог являет людям Свое присутствие и Лик.
2. В них Он обращается к нам и свидетельствует о Своем Царстве.
3. Святые, пребывающие с Господом, пробуждают в нас эсхатологическую надежду и побуждают нас искать Града Божия.
4. Они показывают нам путь единения с Богом в конкретных ситуациях нашей жизни.
5. Святые являются свидетелями Царства Божия и правды Евангелия.
6. Почитание святых служит укреплению единства Церкви в практике братской любви.
Культ святых по своей природе восходит ко Христу, Который является «венцом святости», а через Него – к Богу-Отцу, «дивному в святых Своих».
|
|
|