Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино, умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — католический святой, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Его главные творения: «Summa theologia», и «Summa contra paganos» — неповторимый синтез философии и схоластической теологии. Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры. Почитается как покровитель католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг. Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе.
И тем не менее, святость святого Фомы для многих остается непонятной. Может даже сложиться впечатление, что именование "святой" в данном случае - своеобразная награда от Церкви за интеллектуальные заслуги перед ней. Понятна святость мучеников: они поставили верность Христу выше собственной жизни. Понятна святость пустынников и аскетов: они умерщвляли плоть и посвящали жизнь молитве. Понятна святость творивших дела милосердия, проповедников, миссионеров, тех, кто жертвовал собой и приносил пользу людям. Святой Фома писал книжки и читал лекции. По сравнению со многими святыми о его жизни мы знаем прискорбно мало. Остались одни книжки....
Но это не просто книжки. Это взгляд, прикованный к Богу. Взгляд длиною в жизнь. Нам осталось именно то, чем был св. Фома - любящим взглядом на Бога.
5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.