17 апреля 1905 года император Николай II издал именной высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», содержащий значительные послабления в установленных порядках: теперь тот, кто желал перейти, например, из православия в католичество, не подвергался тюремному заключению. Был упрощен и порядок сооружения новых культовых зданий. Пункт 13 указа предписывал:
«Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго».
Именно это и дало возможность Могилевской Духовной Консистории получить, наконец, у Министерства Внутренних Дел разрешение на строительство католического храма в Рыбинске. Католиков в Поволжье было немало, в основном это были ссыльные поляки, оказавшиеся в тех краях после восстаний 1832 и 1863 годов.
Собственных средств у местных католиков хватило лишь на покупку участка земли на ул. Пушкинской (ныне ул. Пушкина) рядом с лютеранским храмом. (Рыбинск нередко называли кусочком Петербурга, в частности, за веротерпимость: так же, как в имперской столице, в столице бурлачества бок о бок стояли православные храмы и лютеранская кирха, католическая церковь и синагога).
Сбор средств на строительство храма шел медленно, и к 1908 году денег было собрано столько, что хватило их лишь на печать открыток с просьбой о пожертвованиях. Душой строительства был молодой священник Иосиф Бородич-Выгнанец. Его портрет и изображался на открытке вместе с проектом нового храма и призывом помочь католикам Рыбинска, которых в то время насчитывалось около четырехсот. Добрые люди нашлись по всей России. Значительную часть пожертвований дали католики Варшавы. 25 апреля 1910 года состоялась торжественная закладка краеугольного камня новой святыни священниками Бородичем и Буйно. Проект инженера Бартошевича был утвержден ярославским губернатором, а надзор осуществлял инженер- архитектор Кузьмин. Строительством руководил техник Белявский, были приглашены мастера из Минской губернии, а помогали им местные чернорабочие. Убранство храма было выполнено в Варшаве фирмой Шпетковского. Уже 22 октября 1910 года, то есть через пол года после закладки новый храм был построен.
Торжественное освящение храма в честь Святейшего Сердца Иисуса состоялось 24 октября, но священник Бородич на нем не присутствовал: он был выдворен из города в связи с тем, что не имел формального права находиться в Рыбинске, поскольку зарегистрирован был в Любиме.
Внутри храма сохранилась мемориальная доска в память об освящении Рыбинского храма. Текст на ней гласит:
«Kiedy na stolicy PIOTROWEJ zasiada? jego ?w. PIUS X za Cesarza MIKO?AJA II i Arcybiskupa KLUCZY?SKIEGO, jakote? za Sufragan?w Biskup?w Cieplaka i Denisewicza Ksi?dz Borodicz-Wygnaniec wzni?s? t? ?wi?tyni? z Ofiar publiczno?ci w 1910 r. Parafianie obowi?zani s? do odmawiania za spok?j dusz Dobrodziej?w tej ?wi?tyni ANI?? PA?SKI oraz do odprawiania co rok nabo?e?stwa ?a?obnego uroczy?cie w pierwszy poniedzia?ek po przewodniej niedzieli oraz 3 lub 4 listopada».
Перевод с польского языка: «Когда на престоле Петра находился Его Святейшество Пий Х, в царствование Императора Николая II, в правление Архиепископа Ключинского, при суффраганах епископах Цепляке и Денисевиче, священник Бородич-Выгнанец воздвиг храм сей на пожертвования общественности в 1910 г. Прихожане обязуются читать молитву Ангел Господень за упокой душ благодетелей сего храма и ежегодно совершать торжественное заупокойное богослужение в первый понедельник после Второго воскресенья Пасхи и 3 или 4 ноября».
Храм, который радует взор жителей Рыбинска и по сей день – единственная католическая святыня во всем Верхнем Поволжье. Он построен из красного кирпича в неоготическом стиле, его украшают две башни, которые некогда были увенчаны крестами, а нынче – флюгерами. В центре фронтона раньше встречала верующих статуя Воскресшего Христа.
О том, что делалось в Рыбинском храме перед революцией, известно мало, приход жил своей спокойной жизнью. После октябрьских событий 1917 года число прихожан стало катастрофически уменьшаться, а условия существования католического прихода – катастрофически ухудшаться.
До наших дней сохранилась память о некоторых, увы, не всех, пастырях Рыбинского прихода.
Игнатий Жолнерович родился в 1890 году в Виленской губернии. После окончания Петроградской семинарии, в 1915 году он был рукоположен в священники и на следующий год отправлен на служение в Рыбинск. С 1925 года он работал в Москве, потом в Смоленске, в 1929 был арестован и сослан в Канск на три года. Во время ссылки он был арестован снова и осужден на пять лет концлагеря. Его доставили на Соловки 5 декабря 1930 года. Там он был арестован в третий раз за участие «в создании антисоветской группировки, ведущей антисоветскую агитацию, тайно совершавшей богословские и религиозные обряды и осуществлявшей нелегальную связь с волей для передачи за границу сведений шпионского характера о положении католиков в СССР». В июле 1934 года отец Игнатий был вывезен в Рыбинск. В августе того же года он смог вернуться в Смоленск, где стал настоятелем храма. Но в 1936 году он был арестован вновь и по постановлению Особого Совещания УНКВД по Смоленской области 1 февраля 1936 года был осужден на 5 лет ИТЛ, после чего был отправлен в Карлаг. По сведениям Польского посольства священник умер в августе 1937 года в с.Долинское Карагандинской области.
Михаил Рутковский родился в Белостоке в 1862 году. Он учился в Виленской Духовной Семинарии и петербургской Духовной Академии, но окончить ее не смог из-за слабого здоровья. В 1884 году был рукоположен в священники, и в 1907 году был переведен в Могилевскую епархию. Служил в часовне Непорочного Зачатия в Петербурге, был капелланом Мальтийской капеллы, а затем храма в Рязани. 8 сентября 1917 года назначен в Ярославль, а 11 октября 1918 года в Рыбинск. В 1922 году был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и заключен в концлагерь Коровники под Ярославлем. Был освобожден в ноябре того же года, а в декабре был переведен в Петроград, где был профессором, а затем и ректором подпольной семинарии. Служил в храме в Лигово, выезжал в Шлиссельбург и Ярославль. Затем был неоднократно арестован, а в 1926 году обменян и выслан в Польшу.
В каталоге католического духовенства Могилевской епархии за 1923 год читаем:
Jaros?aw. Eccl. par. Exalt. S. Crucis, lapid.
Adm. Michael Rutkowski, S. Th. D.
Таким образом, в 1923 году Михаил Рутковский по-прежнему числился администратором прихода Воздвижения Святого Креста в Ярославле. Тот же каталог говорит об отсутствии пастыря в Рыбинском приходе:
Rybinsk. Eccl. fil. ss. Cordis Iesu, lap. Filial. (vac.).
Иосиф Юзвик родился 13 марта 1873 года в Варшавской губернии. Учился в Киеве и Петербурге, после рукоположения служил под Барановичами, а потом, под давлением царских властей был отправлен в Иркутск. В 1916 году его перевели в Кострому, где царские власти арестовали его по обвинению в государственной измене; священник был отправлен в Ярославский изолятор. Поскольку за целый год его вина так и не была доказана, Юзвик был отпущен и вернулся в Кострому. В 1923 году он был назначен администратором приходов в Ярославле, Рыбинске, Вологде, Архангельске и Туле. 6 августа 1928 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На основании найденной у него записки с интенциями св. Месс он был обвинен в шпионаже в пользу Франции, Италии и Польши. В 1929 году был приговорен к десяти годам лагерей. На Соловках, куда Юзвик был перевезен, он был снова арестован по тому же делу, что и Игнатий Жолнерович. В сентябре 1932 года он был перевезен в Бутырскую тюрьму и позднее выслан в Польшу, где продолжал служение священника до смерти в 1949 году.
В 1924 году коммунальный отдел Рыбинского исполкома стал взимать арендную плату за приходские помещения, платить ее католики вскоре оказались не в силах, имущество было конфисковано. В последнем документальном упоминании о приходе Святейшего Сердца Иисуса, которое относится к 1930 году, сказано, что приход насчитывал тридцать человек. В октябре того же года горсовет серьезно задумался о ликвидации церковной общины. Официально приход был закрыт 15 февраля 1931 года, просуществовав всего двадцать лет.
Здание храма последовательно использовалось как пионербаза железной дороги, столовая, общежитие полиграфического техникума, магазин. К семидесятым годам храм пришел в запустенье, потребовался ремонт, который был завершен в 1979 году, тогда здание и было отдано студенческому клубу «Прометей» РГАТА, которому принадлежит до сих пор. В октябре храму исполнится ровно сто лет. Может быть, к тому времени откликнутся Рыбинские католики или те, чьи предки посещали храм Святейшего Сердца Иисуса?
Юлия Иванова
По материалам архивных данных и материалов, доступных в сети Интернет