Праздник Святого Семейства родился в яслях Христа в Вифлееме, когда пастухи и волхвы пришли поклониться Иисусу и почтить Иосифа и Марию. Священное Писание почти ничего не говорит о жизни Святого Семейства, нам известно лишь несколько эпизодов: рождение Иисуса в Вифлееме, бегство в Египет, обретение отрока Иисуса в Храме. Но и эти несколько рассказов дают нам очень много.
Иисус добровольно согласился стать слабым и зависимым, родившись в человеческой семье. Но Его смирение и унижение не заканчивается на самом факте рождения. Описывая детство Иисуса, евангелист Лука рассказывает, что Господь "был в повиновении у них" (Лк 2,51), хотя сам был и святее, и мудрее Марии и Иосифа. Святой Бернард Клервосский говорит: "Бог, которому покорны Ангелы, кому повинуются Начала и Власти, был покорен Марии, и не только Марии, но и Иосифу ради Марии! Восхититесь тем и другим, и посмотрите, что для вас более удивительно: милостивое снисхождение Сына или всеславное достоинство Матери. С обеих сторон диво, с обеих сторон чудо. Бог повинуется творению, вот бесподобное смирение; человек повелевает Богу, вот несравненное величие".
Праздник Святого Семейства говорит не только о семье Иисуса, Марии и Иосифа, но и о наших семьях. Это торжество помогает нам увидеть в Святом Семействе образец всякой семьи. Благодаря Рождеству Иисуса сама наша семейная жизнь во всех ее даже самых повседневных проявлениях освящена, а наши семьи становятся домовыми церквями: мы вместе читаем Священное Писание, молимся, участвуем в св. Мессе, и своим единством и любовью свидетельствуем о Христе в самых простых вещах. Как говорил Сэмюэл Колридж, христианская семья - это "сени неба". Поэтому не приходится удивляться тому, каким нападкам со стороны врага человечества подвергается семья и брак. Праздник Святого Семейства показывает нам красоту настоящей семьи и не дает обмануть себя тем, что ее подменяет и извращает. "Во всей вселенной по милосердию Божию христианская семья была установлена и взята под защиту Церковью как самое прекрасное творение и самое большее благодеяние для общества. Но ведь и свет, и мир, и чистота, и счастье христианской семьи вытекает из жизни Иисуса, Марии и Иосифа в святом доме в Назарете".
Святой Павел в Послании к Колоссянам рассказывает нам о том, какой должна быть христианская семья:
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. (Кол 3,12-21)
Праздник Святого Семейства - прекрасное время помолиться об укреплении уже существующих семей и о создании новых крепких семей, основанных на скале - Христе.
***
Особое почитание Святого Семейства установилось в семнадцатом веке, когда возникло сразу несколько монашеских конгрегаций с таким названием и множество ассоциаций, целью которых было освящение христианских семей. 26 октября 1921 года Папа Бенедикт XV ввел Праздник Святого Семейства в календарь латинской Церкви. Сейчас праздник отмечается в воскресенье между Рождеством и 1 января. Если же Рождество выпадает на воскресенье, то праздник Святого Семейства переносится на 30 декабря. До 1969 года праздник проходил в первое воскресенье после Богоявления.